Пресс-служба Президента России

Производители и продавцы электроники 29 ноября направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой не подписывать одобренный Госдумой и Советом Федерации закон о предустановке российского софта на смартфоны и другие устройства.

Как сообщают "Ведомости", письмо Путину направила Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят Google, Аpple, Samsung, Intel, Dell, "М.Видео" и другие компании. По мнению авторов письма вступление закона в силу негативно отразится на развитии отрасли и приведет к монополизации в сфере разработки российского ПО. Также в РАТЭК указывают, что положения закона противоречат принципам Всемирной торговой организации (ВТО) в части создания преференций для российских разработчиков ПО и их исполнение "чревато усилением дезинтеграционных процессов внутри Евразийского экономического союза, снижением деловой активности на рынке бытовой электроники и программного обеспечения".

Напомним, нашумевший закон был внесен в Госдуму в июле этого года группой депутатов во главе с председателем комитета по экономической политике Сергеем Жигаревым (ЛДПР). Документ обязывает устанавливать отечественный софт на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart-TV, предназначенные для продажи в России. Депутаты полагают, что законопроект обеспечит защиту интересов российских интернет-компаний и позволит уменьшить количество "злоупотреблений" со стороны иностранного бизнеса в сфере информационных технологий.

"Таким образом, граждане смогут использовать гаджеты без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ. Это будет также способствовать продвижению российских программ на рынке информационных технологий", – отмечали в Госдуме. Предполагается, что точный список таких гаджетов и перечень обязательных к установке российских программ определит правительство России. Если закон будет подписан президентом, то он вступит в силу 1 июля 2020 года.

Законодатели также подготовили поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) о штрафах за продажу устройств без российского софта. Для физических лиц они могут составить 30-50 тыс. рублей, а для юридических лиц – 50-200 тыс. рублей.

"Замечание главы РАТЭК о том, что этим законом – в случае его вступления в силу – нарушаются положения договора о ЕАЭС, совершенно справедливо", – заявил главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян. По его мнению, среди стран – участниц этого договора сейчас наблюдается обратная тенденция по допуску производителей из союза на общий рынок. Также Казарян подтвердил, что закон о предустановке софта чреват монополизацией рынка, поскольку он извратит те стимулы к развитию, которые есть у субъектов рынка в равной конкурентной среде: вне зависимости от того, по какому принципу будет составляться реестр обязательных к предустановке программ и каковы будут требования к предустановке.

Напомним, в РАТЭК неоднократно выступали против этого закона. Так, в середине ноября организация совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) направила председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо с требованием провести парламентские слушания для обсуждения законопроекта об обязательной предустановке российского софта. Тогда отмечалось, что бизнес не понимает, кто именно должен будет предустанавливать софт – производитель или продавец, или они оба – и кто будет нести административную ответственность за невыполнение этого требования. В письме говорилось, что запрет на продажу устройств без предустановленного российского софта "окажет значительное негативное влияние как на российский рынок электротехники и программного обеспечения, так и на экономику страны в целом". Просьбу авторов письма в Госдуме проигнорировали.

По мнению экспертов, вступление законопроекта в силу может привести к запрету на продажу в России устройств компании Apple, которая не предустанавливает на гаджеты приложения сторонних разработчиков. Однако потенциальный масштаб последствий принятия закона станет понятен только после того, как правительство утвердит список гаджетов, на которые нужно будет устанавливать российское ПО, и перечень такого софта.