moma.org
 
 
 

В 2010 году в Нью-Йорке сербская художница Марина Абрамович провела перформанс, который назывался The Artist is Present. В течение трех месяцев 63-летняя "бабушка перформанса" шесть дней в неделю, по семь часов в день, сидела за столом, и любой желающий мог сесть напротив и смотреть ей в глаза сколь угодно долго.

По ходу действия оказалось, что люди начинали испытывать самые разные эмоции: на кого-то находило воодушевление, кто-то начинал рыдать. Сама художница описывала свои ощущения как "состояние опустошенного сознания". Во время перформанса она видела свет вокруг тел людей, сидевших напротив, чувствовала, что находится позади нее, могла управлять своими болевыми ощущениями. В итоге Абрамович решила выяснить, что же происходит с человеком во время этих "гляделок", и обратилась к ученым.

Как сообщает издание "Наука и технологии России", в 2011 году в Москве в Центре современной культуры "Гараж" состоялось продолжение перформанса Марины Абрамович, во время которого исследователи снимали показатели активности мозга участников при помощи электроэнцефалографов, которые с помощью 14 датчиков регистрировали ритмы мозга на нескольких частотах.

В московском эксперименте, который длился более 2 месяцев, приняли участие несколько сотен человек, которые смотрели сначала в глаза Марине Абрамович, затем эксперимент с добровольцами продолжился в произвольно составленных парах. Еще несколько месяцев данные обрабатывались учеными.

16 и 17 ноября в Политехническом музее прошел симпозиум "Brainstorms: художник в контексте нейронаук", ставший публичным обсуждением результатов этого эксперимента. Симпозиум собрал как ученых, среди которых нейробиолог Константин Анохин, нейроматематик Михаил Бурцев, нейрофизиолог Александр Каплан, психо- и нейролингвист Татьяна Черниговская, так и художников и искусствоведов – собственно Марину Абрамович, историка искусства Георгия Никича, художника Сергея Шутова и других.

Как отметил нейроматематик Михаил Бурцев, общепризнанной теории того, что происходит, когда два человека смотрят друг другу в глаза, сейчас нет. Мало исследований посвящено тому, что происходит при взаимодействии людей друг с другом, и появляться такие исследования стали только в последнее время. Поэтому готовых ответов у ученых не было и на данной стадии работы нет.

Однако анализ результатов эксперимента показал, что корреляция между ритмами испытуемых в процессе эксперимента есть и она достаточно высока, чтобы ее можно было объяснить только случайными совпадениями.

С точки зрения нейрофизиолога Александра Каплана, искусство и наука – это два способа формализации реальности. Только инструменты у них разные, у науки – логические доказательства, у искусства – формирование образа. Перформанс Марины Абрамович интересует его в первую очередь тем, что контакт глазами может оказаться совершенно иным типом взаимодействия: разговором "без формализации, напрямую, без образов, без слов".

Нейробиолог Константин Анохин подтвердил, что когда мы смотрим в глаза другому человеку, активность нашего мозга заметно меняется. Это явление – предмет изучения нейросоциологии. Но, как предполагает ученый, опыт участников перформанса в рамки уже изученных процессов не укладывается и, возможно, вместе ученым и художникам удастся понять, что происходило в их головах помимо обычной реакции на зрительный контакт. Он надеется, что взаимодействие с художниками позволит ученым понять, "как из воды мозга рождается вино сознания".